Вечер памяти Сафият Аскаровой и Аллы Джалиловой
9 апреля 2015 года в Московском доме национальностей состоялся вечер памяти, посвященный балерине Большого театра Алле Джалиловой и первой киноактрисе Дагестана, звезде немого кино Сафият Аскаровой.
Мероприятие было организовано Постоянным представительством Республики Дагестан при Президенте РФ и Федеральной лезгинской национально-культурной автономией в рамках проекта «Знаменитые женщины Дагестана».
Открыли встречу и приветствовали собравшихся Постоянный представитель Республики Дагестан при Президенте РФ И.М. Мугутдинова и руководитель департамента культурных и образовательных проектов ФЛНКА А. Эюбова, которая зачитала приветствие от президента ФЛНКА А.П. Керимова.
Они рассказали о проекте «Знаменитые женщины Дагестана», цель которого - пропаганда национальных традиций и воспитание у молодежи чувства гордости за свой народ, на примере жизни и деятельности знаменитых соотечественниц, прославивших родной край.
Ведущий вечера рассказал гостям о жизни и творчестве Сафият Аскаровой и Аллы Джалиловой.
… Лилиан Гиш, Мэри Пикфорд, Грета Гарбо, Джин Харлоу, Вера Холодная, Вера Карали – каждая из них стала не только символом женской красоты, но и лицом своей эпохи. И в одном ряду с этими кинодивами немого кино стоит наша соотечественница, дагестанка Сафият Аскарова, удивительно красивая, обаятельная женщина, звезда немого кино, первая киноактриса Дагестана.
До наших дней дошли фотографии Сафият и кадры из ее фильмов. С черно-белых фото смотрят темноглазая томная красавица с ниткой жемчуга на шее, задумчивая комсомолка из фильма «Чадра» и надменная царица из «Крыльев холопа». Актриса не играет, а живет в своей роли, на нее всегда интересно смотреть – во всех кадрах она всегда разная и все-таки узнаваемая.
Родилась Сафият в 1907 году в селении Ахты, на родине первого национального театра в Дагестане. В детстве увлекалась музыкальным и хореографическим искусством, училась рисовать, играла в мини-спектаклях и, конечно, любила смотреть кинофильмы. Немалую роль в увлечении Сафият искусством сыграла семья, где творчество прививалось детям с детства. Ее отец, Нухбек Аскаров участвовал в работе Ахтынского театрального кружка, впоследствии давшего начало Лезгинскому государственному театру.
В 1925 году, находясь в гостях у брата Хас-Булата в Махачкале, Сафият встретилась с киногруппой Ленинградской кинофабрики, которая собиралась снимать киноповесть «Под властью адата» по сценарию казахского писателя Абая Кунанбаева.
Режиссер Владимир Касьянов обратил внимание на очаровательную Сафият и предложил ей сыграть роль Мадинэ – подруги главной героини Джаннет в фильме «Под властью адата».
Игра Сафият Аскаровой в этом фильме произвела впечатление на Юрия Тарича, советского кинорежиссера и сценариста, который пригласил ее в Москву на съемки фильма «Крылья холопа». Действие фильма происходит в XVI веке, в период царствования Ивана Грозного. Сафият была предложена роль жены царя Марии Темрюковны, гордой дочери кабардинского князя Темрюка.
Фильм имел большой успех как в СССР, так и за рубежом. Режиссер Юрий Тарич в своих воспоминаниях отмечал: «Сафият Аскарова в роли царицы передала все нюансы, свойственные национальным чертам горянки, и никто этого не смог бы сделать, как она».
В 1927 г. Сафият Аскарова исполнила главную роль в картине «Чадра», выпущенной студией «Узбекфильм» (режиссер М. Авербах). Говорят, что после просмотра фильма 90 тысяч узбечек сбросили с себя чадру.
Болезнь помешала ей и дальше сниматься в кино. С 1939 года она стала играть в спектаклях знаменитого Московского театра им. Е. Вахтангова. В годы Великой Отечественной войны она, вместе с мужем, в составе кинобригады выступала перед воинами Красной Армии на фронте.
Рассказ ведущего сопровождался демонстрацией документального фильма о родном селе Сафият Аскаровой и эпизодов из фильма «Крылья холопа».
Другая дочь дагестанского народа, Алла Джалилова родилась 21 ноября 1908 года в селении Ахты Ахтынского района. В 1927 году после окончания Московского хореографического училища она была принята в балетную группу Большого театра СССР. Попасть в труппу Большого театра – это ли не самая великая честь, не самая большая радость и не самая высокая оценка таланта для певца, танцора, музыканта! Путь к Большому театру для артиста – путь к вершинам искусства. И этот путь Алла Джалилова преодолела блестяще. На сцене прославленного театра раскрылся яркий, самобытный талант артистки.
Спустя некоторое время она стала солисткой балета. Лучшими партиями, исполненными А. Джалиловой, стали Мерседес в «Дон Кихоте», Айя в «Баядерке», Цага в «Половецких плясках» («Князь Игорь»), танцовщица со змеей в «Золушке». Она великолепно исполняла танцы: цыганский («Русалка» и «Травиата»), испанский и восточный («Лебединое озеро» и «Щелкунчик») венгерский («Раймонда»), индусский («Лакме») и другие.
Оставив в 1951 году сцену Большого театра, Алла Джалилова до 1974 года преподавала народно-характерный танец в Московском хореографическом училище, театральном училище им. Б.В. Щукина. При ее непосредственном участии было подготовлено несколько групп артистической молодежи для Дагестана и республик Северного Кавказа…
Завершая повествование о двух великих дагестанских женщинах, ведущий подчеркнул, что это актрисы богатого дарования, всю свою жизнь посвятившие служению большому искусству.
Они были духовными символами своего поколения. Всю свою жизнь они оставались образом, наполненным очаровательной тайной своего времени, а для своих учеников и многих дагестанцев – проводниками в мир гармонии и красоты искусства!
В зале была представлена фотовыставка, посвященная этим ведущим артисткам своего времени и экспозиция декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Дагестана от проекта "Кавказские умельцы" ярко украсившая вечер изделиями ручной работы.
Оставьте данные и наш оператор
свяжется с Вами
свяжется с Вами
У Вас нет аккаунта?
Зарегистрироваться
У вас уже есть аккаунт?
Войти